Обычаи армянской свадьбы Часть 1

   Прелесть армянских традиционных свадеб заключается в том, что они существуют и по сей день. Мы имеем в виду, конечно, тот факт, что сегодня практически все армянские свадьбы проводятся по строго определенным канонам, сформировавшимся очень и очень давно.

Вообще, армянская свадьба - яркое, впечатляющее и запоминающееся зрелище. Несмотря на то, в какой части земного шара она справляется (в маленьком селении, Ереване, Москве, в Ташкенте или даже Нью-Йорке), и несмотря на уровень обеспеченности собирающихся породниться семей, армяне готовы ради такого события выложить последнего барана. Потому что свадьба – самый главный и масштабный из всех семейных праздников. К нему готовятся долго и тщательно, впрочем, тщательность является одной из характерных черт армянского народа.

К счастью, сейчас большинство браков заключается по взаимной договоренности молодых людей, поэтому процедура сговора (так называется у армян сватовство) зачастую носит формальный характер, однако считается обязательной процедурой. Да и действительно – что за свадьба без сватовства?


Сватовство

Заручившись согласием девушки, юноша сообщает матери, о своем намерении жениться. Мать, в сою очередь, говорит об этом с мужем – отцом семейства. А после этого готовят сватов. Сватов в Армении называют по-разному: в Вайондзоре – патгамахос, в Лори – хнамхос, в Шираке – пагтам, в Гехаркунике – ухынкан. В число сватов обычно входят в одних районах родственники жениха – мужчины: брат отца, муж сестры самого жениха, а в других районах родственники жениха – женщины: мать и кто-нибудь из родственниц отца. Со сватами обязательно отправляется также и человек, хорошо знающий обе семьи, так называемый посредник (миджнорд).

В доме девушки родители обычно знают о прибытии сватов, и к тому времени ее отец, со своей стороны, также приглашает двух-трех близких родственников.

При входе в дом после обычных приветствий сваты начинают говорить о совсем, казалось бы, посторонних вещах: о различных новостях, об урожае в нынешнем году, о здоровье и так далее. Словно они пришли просто побеседовать и скоротать время. Родители невесты спокойно поддерживают ни к чему не обязывающую беседу и ждут, когда же гости заговорят по существу…

Наконец, разговор подходит к главному, и один из сватов сообщает о цели из визита: «Мы хотим взять вашу дочь для нашего парня». А иногда и такая фраза звучит очень поэтично, что-то вроде: «Мы пришли, чтобы взять из вашего очага горсть земли».

Если отец девушки соглашается на женитьбу, то обязательно спрашивает согласия у своего брата, сыновей, жены и, что особенно важно, у самой дочери. В итоге, когда все заинтересованные лица дают свое согласие, мать девушки накрывает на стол, один из сватов достает бутылку водки и собравшиеся начинают выпивать за успех предстоящего дела.

Стол для приема сватов

Блюда на такой стол подаются не в самом обильном количестве. В Европе подобный ассортимент назвали бы фуршетом. Обычно обходятся без первых блюд, разве что подается питии в горшочках, а начинают сразу с основного – с мясных блюд. В некоторых районах не обходятся без всеми обожаемой долмы. Где-то еще хозяйка ставит на стол блюда посложнее, которые не готовятся каждый день. Например, различные кололаки, шашлык или тушеная баранина. Бывает, что на стол сватам подают шашлык, фаршированную индейку, несколько овощных блюд. При приеме сватов обходятся без сладостей. Хозяйка покрывает стол праздничной скатертью, выставляет красивую (не повседневную) посуду. Специально к этому дню печет свежий лаваш или даже праздничный хлеб. По традиции, на столе много зелени и фруктов.

Примечательно то, что в основном вина при сватовстве не пьют, а предпочитают напитки крепкие – водку или коньяк. За таким столом сидят спокойно, без бурного веселья. Можно даже сказать, по-деловому. Да это и понятно, ведь в ходе трапезы обсуждаются все предсвадебные (да, впрочем, и свадебные) мероприятия. Все тосты имеют значение загадываний и добрых пожеланий, чтобы свадьба удалась на свадьбу и молодые жили вместе долго и счастливо. Кстати сказать, раньше за таким столом места для матери невесты не было – она лишь подавала блюда, не принимая участия в застолье и обсуждении всех вопросов. Однако этот обычай ушел в далекое прошлое. Руководит застольем отец девушки.

После этого родители, юноши, в свою очередь, приглашают родителей девушки к себе и угощают их. Вся эта процедура аналогична предыдущей: родители юноши накрывают приблизительно такой же стол (ну разве что чуть-чуть поизобильнее, таким образом проявляется кавказское честолюбие, в хорошем смысле, конечно), обсуждаются те же вопросы и вспоминаются другие, которые забыли обговорить в предыдущий раз. Мать девушки также раньше не имела права принимать участия в застолье, частенько она даже не могла прийти в дом родителей юноши, но теперь она полноправный (а то и главный) участник переговоров.

Через несколько дней отец жениха вместе с тремя-четырьмя молодыми мужчинами идут в дом невесты. Там они договариваются о дне обручения и о числе гостей с обеих сторон. Эта встреча обходится без застолья – разве что мать невесты угостит посланцев жениха каким-либо легким овощным блюдом и предложит вино.

Обручение

В назначенный для обручения день в доме жениха собираются близкие родственники и обязательно приносят с собой подарки. К этому дню отец жениха режет барана или теленка и покупает много вина. Обручение- обряд очень торжественный, в нем принимает участие достаточно много народу, приглашается много родственников и гостей, поэтому подготовка к обручению лишь немногим уступает по размаху подготовке к самой свадьбе.

Сначала все собираются в доме жениха – отец, кавор, близкие родственники, музыканты и холостая молодежь. После небольшого угощения жених вместе с отцом, кавором и близкими родственниками в сопровождении музыкантов и молодежи отправляются в дом невесты. Кавор – центральная фигура на любой армянской свадьбе. Так называют посаженого отца, который становится и крестным отцом при рождении и крещении детей. Теперь вместе со всеми идет иногда и мать жениха, чего раньше не позволялось. Молодежь, держа на головах сини – специальные подносы с подарками, сладостями и фруктами, по дороге танцует и поет.

К этому времени уже накрыт торжественный стол в доме невесты, куда гости входят только после того как будет закончен обряд передачи обручального подарка или залога – ншана. Ншан – золотое кольцо, цепочку или наручные часы – отец жениха передает сыну. Жена кавора (каворкин) приводит невесту, которая и берет из рук жениха ншан. Кавор наполняет бокалы, и все, поздравляя друг друга с обручением, пьют до дна. Затем начинается общее веселье с песнями, танцами, провозглашением тостов, которое длится около 4-5 часов. По окончании торжества отец жениха и кавор договариваются о дне свадьбы.

Застолье при обручении

Так как обручение - обряд довольно важный, то стол в таком случае накрывается обильный и разнообразный, соответствующий масштабу торжества. Блюд подается много – и супы, и рыба, и мясо, и овощи, и сладости, и непременно виноградное вино и хороший армянский коньяк.

Следующим после обручения является обряд «кройки платья» невесты (шордзевек, или шор ктрел). Сейчас этот обряд часто сливается с обручением либо выполняется за несколько дней до свадьбы, а зачастую и вовсе отсутствует. Но все же мы расскажем о нем.

«Кройка платья невесты»

В этот день в дом невесты отправляются, со стороны жениха, его мать, жена кавора с купленным для свадебного платья отрезом и родственницы с различными подарками и сладостями.

Сам же обряд заключается о том, что жена кавора берет ножницы с целью кроить платье, но потом заявляет, что ножницы тупые, тем самым, требуя вознаграждения за свой труд. И только получив подарков (выкуп), она начинает кроить платье для невесты. Этот обряд, как и предыдущие, сопровождается угощением и весельем.

Через несколько дней после обручения родители невесты приглашают жениха к себе домой. Он обычно идет с одной из своих родственниц. Они приносят всевозможные сладости и небольшие подарки для младших сестер невесты.

НА следующее утро мать невесты раздает принесенные юношей сладости соседям. Это посещение называется ншанац тес – видение обрученной. После него жених свободно навещает невесту вплоть до самой свадьбы.

В это время близкие родственники невесты приглашают ее вместе с женихом к себе домой, угощают и преподносят им небольшие подарки. Спустя некоторое время, дней за 15-20 до свадьбы, отец жениха вместе с тремя-четырьмя близкими родственниками идут сначала к кавору, а потом к родителям невесты, чтобы договориться о предстоящих свадебных расходах и о числе приглашенных. Такое посещение называется кьясум ктрел. Отец жениха заранее готовит пригласительные билеты на свадьбу.

Часть 2



Источник: http://www.vasha-svadba.crimea.ua/obichai/item/102-arm_svadba
Категория: Обычаи Армян | Добавил: edassik (16.07.2011) | Просмотров: 3016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Комментарии Вконтакте.ру